Искусственный интеллект и экспертные системы

       

Представление знаний и вывод знаний


Представление - это действие, делающее некоторое понятие воспринимаемым посредством рисунка, записи, языка или формализма. Теория знаний исследует связи между субъектом (изучающим) и объектом. Знание (в объективном смысле) - то, что известно (то, что мы знаем после изучения), т. е. - это совокупность сведений, образующих целостное описание, соответствующее некоторому уровню осведомленности об описываемом вопросе, предмете, проблеме и т.д.

Представление знаний - формализация знаний посредством фигур, записей или языков. Нас интересует формализации, воспринимаемые (распознаваемые) ЭВМ. Возникает вопрос о представлении знаний в памяти компьютера, т. е. о создании языков и формализмов представления знаний. Языки ИИ преобразуют наглядное представление (созданное посредством речи, изображением, естественным языком, вроде русского или английского, формальным языком, вроде алгебры или логики и т.д.) в пригодное для ввода и обработки на компьютере.

Представлению знаний присущ пассивный аспект: книга, таблица, заполненная информацией память. В ИИ подчеркивается активный аспект представления: знать должно стать активной операцией, позволяющей не только запоминать, но и извлекать воспринятые (приобретенные, усвоенные) знания (точнее, знания, которые запомнились) для рассуждения на их основе. 

Наиболее часто знания подразделяются на декларативные и процедурные. Процедурные знания - это знания, хранящиеся в памяти интеллектуальной системы в виде описаний процедур, с помощью которых их можно получить. В виде процедурных знаний обычно описываются информация о предметной области, характеризующая способы решения задач в этой области, а также различные инструкции, методики, алгоритмы. 

Знания декларативные - это знания, которые записаны в памяти интеллектуальной системы так, что они непосредственно доступны для использования после обращения к соответствующему полю памяти. В виде декларативных знаний обычно записывается информация о свойствах предметной области, фактах, имеющих в ней место, и тому подобная информация. В отличие от процедурных знаний, отвечающих на вопрос "Как сделать X?", декларативные знания отвечают, скорее, на вопросы: "Что есть X?" или "Какие связи имеются между X и Y?", "Почему X?" и т.д.

На концептуальном уровне представления знаний наиболее распространены модели знаний в виде семантических сетей, фреймов и продукционных систем.



Содержание раздела