Нет столь великой вещи, которую
Нет столь великой вещи, которую бы не превзошла величиною еще большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы еще меньшая.
К. Прутков
Вторая половина двадцатого века завершается с нарастающим ощущением приближающейся катастрофы. Об этом давно и много пишут и говорят. Зреет кризис, последствия которого выглядят ужасающими... Что лежит в его основе, какие процессы? Какие причины? Как изменить ситуацию, сделать её менее угрожающей или, еще лучше, стабильной?
Оценивая обстановку, сегодня можно с определенной степенью уверенности говорить не об одном, а о четырех, сливающихся в единый разрушительный процесс, кризисах - экологическом, демографическом, технологическом и, наконец, нравственном. Как свидетельствует история, при совпадении нескольких таких кризисов исчезали цивилизации, до того казавшиеся их современникам вечными и несокрушимыми. Достаточно вспомнить хотя бы судьбу Древнего Египта, Древней Греции или Древнего Рима.
Сегодняшняя ситуация намного опаснее, поскольку впервые можно вполне уверенно говорить не только о совпадении многих кризисов во времени, но и об исчезновении человеческих резервов. Во времена крушения древних цивилизаций большая часть человечества оставалась вне этих процессов, далеко отставая в своем развитии из-за незначительного обмена информацией и товарами. После крушения очередной цивилизации народы, остававшиеся в стороне от этих разрушительных процессов, позволяли человечеству восстановить свой потенциал и двигаться дальше. Сегодня практически не осталось уголка земли, не затронутого общими процессами, не втянутого в информационный и товарный обмен. Несоизмеримы и последствия неграмотного природопользования, наблюдаемые во многих местах планеты в наши дни по сравнению с тем, что можно было бы увидеть в древности. А потому легко предсказать, что в случае очередного кризиса человечество необратимо исчезнет с лица Земли.
Но в любом случае, говорим ли мы о дне сегодняшнем или дне давно прошедшем, причиной всех перемен - и плохих, и хороших - является ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Оно проистекает из полученного воспитания, из принятых в данном обществе, в данном этносе, в данном государстве правил и норм, предписывающих те или иные действия, поступки в складывающейся ситуации. Сами же эти правила и нормы создаются на основе традиций и в результате законодательных актов. Если они совпадают с некоторыми скрытыми от не очень внимательного наблюдателя законами живой природы, общество существует без особых потрясений длительное время. В противном случае общество, как живой организм, заболевает и может погибнуть, если не найдет в себе сил и желания исправить поведение основной массы людей.
Человек давно уже осознаёт, что процессы и явления, протекающие в окружающей живой и неживой природной среде подчиняются каким-то скрытым закономерностям. За последние 500-600 лет в познании этих закономерностей достигнут значительный прогресс, необычайно усиливший роль человека в жизни биосферы планеты. Однако до последнего времени главное внимание уделялось изучению законов природы, мало касающихся поведения самого человека. Это можно объяснить прежде всего необычайной сложностью данного объекта исследования, поскольку человек имеет наибольшую свободу воли и, следовательно, наибольшее число возможных вариантов поведения, спрогнозировать которые очень сложно. Тем не менее интерес к этой проблеме не исчезает. Психологи, социологи, педагоги и многие специалисты других направлений современной науки давно пытаются понять скрытые механизмы, причины, управляющие поведением как отдельной личности, так и различного рода социальных структур.
1. Экологическая ниша – совокупность факторов среды обитания
1. 1. Понятие экологической ниши
Ниша экологическая- такое понятие, включающее в себя не только физическое пространство, занимаемое организмом , но и функциональную роль организма в сообществе (например, его трофическое положение) и его положение относительно градиентов внешних факторов - температуры, влажности, pH, почвы и других условий существования.
Ниша экологическая - совокупность всех факторов среды, в пределах которой возможно существование вида в природе. Понятие "экологическая ниша" обычно применяют при исследовании взаимоотношений экологически близких видов, относящихся к одному трофическому уровню. Термин "экологическая ниша" предложен Дж. Гриннелом в 1917 году для характеристики пространственного распределения видов.
Это место, занимаемое видом (точнее - его популяцией) в сообществе (биоценозе). Взаимодействие данного вида (популяции) с партнёрами по сообществу, в которое он входит в качестве сочлена, определяет его место в круговороте веществ, обусловленном пищевыми и конкурентными связями в биоценозе. Термин "Э. н." предложен американским учёным Дж. Гринеллом (1917). Трактовка Э. н. как положения вида в цепях питания одного или нескольких биоценозов была дана английским экологом Ч. Элтоном (1927). Подобное толкование понятия Э. н. позволяет дать количественную характеристику Э. н. для каждого вида или для его отдельных популяций. Для этого сопоставляют в системе координат обилие вида (число особей или биомассу) с показателями температуры, влажности или любого другого фактора среды. Таким путём можно выделить зону оптимума и пределы выносимых видом отклонений - максимум и минимум каждого фактора или совокупности факторов. Как правило, каждый вид занимает определённую Э. н., к существованию в которой он приспособлен всем ходом эволюционного развития. Место, занимаемое видом (его популяцией) в пространстве (пространственная экологическая ниша), чаще называют местообитанием.