Искусственный интеллект как эмпирическая проблема

       

Эпилог


Потенциал компьютерных наук (при его полном изучении и реализации) поставит нас на более высокую ступень знания о мире. Компьютерные науки помогут нам достичь более глубокого понимания интеллектуальных процессов. Они углубят наши знания о процессах обучения, мышления и анализа. Мы сможем построить модели и концептуальные средства для развития науки о познании. Подобно доминирующей роли физики в нашем веке при изучении природы материи и начала вселенной, сегодня на первый план выступает изучение интеллектуальной вселенной идей, структур знаний и языка. По моему мнению, это приведет к существенным улучшениям, которые в корне изменят нашу жизнь... Мне кажется, недалек тот час, когда мы поймем принципы организации знаний и управления ими...

- Дж. Хопкрофт (J. Hopcroft), лекция по случаю вручения премии Тьюринга, 1987

Что такое мышление? Нематериальная субстанция. Что такое материя? Этого никогда не осмыслить...

- Гомер Симпсон (Homer Simpson)

Мы научимся, когда поймем, что это важно. - Эрл Уивер (Weaver)

Рассуждения о природе интеллекта


Эти вопросы приводят к таким новым научным и философским проблемам, как опровержимость моделей или природа и возможности самого научного метода. Опыт автора привел его к междисциплинарному подходу, объединяющему работы в области ИИ с исследованиями психологов, лингвистов, биологов, антропологов, эпистемологов и специалистов в других областях, изучающих весь спектр проблем человеческого мышления.

Традиционно работы в области искусственного интеллекта основывались на гипотезе о физической символьной системе [Newell и Simon, 1976]. В рамках этого подхода были разработаны сложные структуры данных и стратегии поиска, которые, в свою очередь, привели к получению множества важных результатов. Были созданы системы, обладающие элементами интеллектуального поведения, и выявлены многие компоненты, составляющие интеллект человека. Важно отметить, что большинство результатов, основанных на этих ранних подходах, были ограничены предположениями, вытекающими из философии рационализма. Согласно рационалистской традиции сам интеллект рассматривается как процесс логических рассуждений и решения научных задач, основанный на прямом, эмпирическом подходе к пониманию вселенной. Этот философский рационализм слишком ограничивает развитие искусственного интеллекта на современном этапе.

В книге представлено множество более современных разработок, в том числе альтернативные модели обучения, агентно-ориентированные и распределенные системы решения задач, подходы, связанные с овеществлением интеллекта, а также исследования по реализации эволюционных вычислений и искусственной жизни. Эти подходы к пониманию интеллекта обеспечивают необходимые альтернативы идеям рационалистского редукционизма. Биологические и социальные модели интеллекта показали, что человеческий разум во многом является продуктом нашего тела и ощущений. Он связан с культурными и социальными традициями, навеян произведениями искусства, нашим опытом и опытом окружающих людей. Создавая методы и компьютерные модели таких сложных процессов, как эволюция или адаптация нейросетевых структур человеческого мозга, исследователи в области ИИ получили множество новых мощных результатов, дополняющих более традиционные методологии.

Искусственный интеллект, подобно самим компьютерным наукам, - довольно новая область. Если процесс развития физики или биологии измеряется столетиями, то возраст современных компьютерных наук исчисляется десятками лет. В главе 16 мы постараемся интегрировать различные подходы к ИИ в единую науку создания интеллектуальных систем. Автор считает, что эта наука, технология, философия и жизненное кредо приведут к возможности создания новых артефактов и экспериментов, которые при корректном использовании позволят глубже понять общие принципы построения интеллектуальных систем. В этой главе рассматриваются предложенные в главе 1 традиции изучения эпистемологических основ ИИ. Это делается не для того, чтобы дать достойный ответ критикам (хотя многие из их нападок все еще требуют ответа), а с позитивной целью - исследовать и осветить пути развития этой науки.


Содержание раздела